Народний депутат України
Заслужений економіст України, кандидат юридичних наук,
генерал-лейтенант міліції, лауреат державної премії в галузі науки і техніки

Матеріали ЗМІ

23.09.2009 | Юрий Сидоренко: «Консорциум «ЕДАПС» сэкономил для Украины миллиарды долларов и создал украинскую научно-производственную базу высоких технологий, которая не имеет равных в мире»


Интервью с главой Консультационного совета Консорциума «ЕДАПС» о создании глобальной системы по защите личных данных граждан Украины



- Юрий Григорьевич, в СМИ появились публикации чиновников, в которых они фактически упрекают «ЕДАПС» в том, что Консорциум, якобы противостоит созданию Государственной миграционной службы (ГМС). Это правда?

Ю.Г.: Неправда. Консорциум приветствует создание миграционной службы Украины. Мы категорически против одного – против создания под эгидой данной службы фирм-присосок, которые с первого дня выкачивают из бюджета десятки миллионов и подменяют собой государственное ведомство. Я говорю о так называемом государственном предприятии «Документ». Компания без году неделя, не имеет ни одной профильной лицензии, не имеет собственной научной и производственной базы, не имеет ничего – и уже претендует на место создателя электронного реестра граждан Украины.

Это фикция! «Документ», по сути дела, созданная в интересах частных бизнесменов Владимира Швачко и Юрия Прудникова, устраивает индустриальный грохот вокруг того, что уже давно создано в стране Консорциумом «ЕДАПС». Конечно же, бумажные базы данных о физических лицах – гражданах Украины надо переносить на электронные носители. Но почему к этой работе привлечены не сотрудники МВД, или скажем, сотрудники миграционной службы, а вчерашние школьники, которых на ГП «Документ» в спешном порядке усадили за компьютеры?

- Вы читали интервью не назначенного главы миграционной службы Игоря Репешко? Он, как можно понять его интервью, упрекает «ЕДАПС» в том, что данная частная структура хочет отобрать у госпредприятия госзаказ…

Ю.Г.: Я читал и интервью Репешко, и все прочие публикации на эту тему. Господин Репешко, как и другие оппоненты «ЕДАПСа», попросту передергивает факты и спекулирует понятиями «частное», «государственное». Он пытается навязать обществу дискуссию, уведя разговор в сторону от сути проблем с созданием электронного государства в Украине.

Репешко может это делать либо намерено, либо по незнанию. Если он это делает намеренно, то в чью пользу? Если же он это делает по незнанию, то зачем Украине столь безграмотный чиновник? Во-первых, Консорциум «ЕДАПС» это по определению «объединение предприятий» и точка. В отношении такого вида объединения, как «консорциум» вообще нельзя применять понятия «частное», или «государственное». Поскольку изначально данное объединение создано, как координатор реализации того или иного глобального проекта, без учета какой-либо доли прибыли от проекта. Нужды же координатора обеспечиваются членскими взносами.

К тому же, организационно в Консорциум «ЕДАПС» входят разные по структуре собственности компании – есть предприятия на 100% принадлежащие государству (в частности, МВД), есть компании, в которых часть акционерного капитала принадлежит государству (например, Минфину, НАН Украины).

Во-вторых, повторяю, навязывание дискуссии с разбирательствами по поводу «частное», или «государственное», это вообще спекуляции. Давайте мы будем говорить об экономической эффективности того или иного субъекта хозяйствования – вот что главное! Кому в Украине нужны сугубо государственные, но абсолютно неэффективные в экономическом смысле предприятия, которые только берут деньги из бюджета? Вот в чем вопрос и центральная тема дискуссии с Репешко и его идейными сторонниками – в определении экономической эффективности.

- Но как можно определить экономическую эффективность данной миграционной службы?

Ю.Г.: В том то и дело, что с подачи своих лоббистов – Чеботаря и Репешко – служба, создание которой было несколько раз приостановлено Указами Президента Украины, не занимается миграционной политикой. Не занимается решением проблем с миграцией населения внутри Украины, въездом в нашу страну иммигрантов из-за рубежа, и оттоком украинцев в трудовую эмиграцию за рубеж.

Чиновники нацелились исключительно на сугубо технические вопросы: кто будет производить автоматизированные базы данных, кто будет изготавливать идентификационные документы, кто и как будет выдавать данные документы. И я могу сказать почему. Потому что за этими техническими вопросами стоят их финансовые интересы: разграбить бюджет, максимально вывести деньги из госказны под предлогом каких-то глобальных работ. Они организовали возню по переделу рынка производства высокозащищенных идентификационных документов, по переделу рынка государственных услуг по выдаче этих документов и все это пытаются преподать, как государственную миграционную политику. Но это не политика, и тем более не государственная! Это частные интересы кучки чиновников, не имеющие ничего общего с реальным экономическим эффектом для государства.

- Но лоббисты миграционной службы упрекают «ЕДАПС» в том, что якобы «частной» структурой захвачено производство всех документов, что государство инвестировало 180 млн. грн. в создание Государственного центра персонализации документов (ГЦПД), а прибыль получает Консорциум «ЕДАПС»?

Ю.Г.: УпомянутыйГосударственныйцентр персонализации документов функционирует, как подразделение МВД. Консорциум «ЕДАПС» не получает прибыль от его функционирования. Это невозможно в принципе! Консорциум как организационная структура является системным интегратором и координатором работы всех предприятий – участников «ЕДАПС», задействованных в госпроекте по созданию паспортной системы – Государственной информационной системы регистрационного учета физических лиц и их документирования (ГИС).

Персонализационный центр как участник Консорциума платит членский взнос в размере 1000 грн. в месяц. Часть прибыли от своей деятельности в виде госдивидендов Центр направляет в госбюджет Украины. Если же говорить об истории создания данного предприятия, то на оборудование для него было выделено 80 млн. грн., а не 180 млн. грн.

При этом Консорциум обеспечил возможность поставок всего оборудования для Центра в авансовом порядке. На что Консорциуму пришлось самому изыскивать средства, разумеется, не бесплатные. Госпредприятие же произвело оплату оборудования с немыслимой отсрочкой платежа.

Центр нельзя рассматривать, как некое обособленное предприятие. Он – одна из составных частей глобальной государственной программы по развитию автоматизированной паспортной системы. Именно в рамках паспортной системы функционирует данный государственный Центр. Поэтому если кто-то хочет посчитать прибыли Консорциума в рамках паспортного проекта, то давайте это делать на примере всей паспортной системы, составной частью которой и является Центр персонализации.

Вот, пожалуйста, все цифры и факты. Итак, активная фаза всех работ по проекту развития автоматизированной паспортной системы началась в 2004-2005-ом гг., когда стартовало строительство Государственного центра, закупка и наладка оборудования и т.д. Оборудование для персонализационного центра было закуплено за счет инвестиций Консорциума, на сумму 80 млн. грн. Все уже работало еще в 2005-ом году, а последние 10 млн. грн. за оборудование, Консорциум получил только в декабре 2008-го года. Всего же, с 2005-го по 2008-ой год, в рамках реализации госпрограммы по созданию государственной автоматизированной паспортной системы был накоплен государственный долг перед Консорциумом в размере 53 млн. грн.

Например, оплаты за ее обслуживание, начиная с 2005-го года, государство вообще не производило! Только в декабре 2008-го года произошел полный расчет за данные услуги, и Консорциум получил 17 млн. грн. То есть, фактически, 3 года государство получало от Консорциума беспроцентный кредит на часть оборудования для Центра персонализации и на услуги по созданию и обслуживанию паспортной системы. До сих пор я называл суммы безусловных долгов перед Консорциумом. Что-то гасилось раньше, что-то позже. А ведь были еще и другие потери Консорциума, помимо собственно неоплаченных долгов.

Только на несвоевременных расчетах за оборудование и услуги по его обслуживанию, Консорциум за 3 года потерял около 22,6 млн. грн. Из которых – 17,2 млн. грн. потери из-за искусственного обесценивая гривны и инфляции на протяжении последних 3 лет. И еще 5,4 млн. грн. – стоимость денежных ресурсов для Консорциума, необходимых при выполнении проекта, который оплачивается заказчиком с большими (в нарушение контрактных условий) отсрочками платежа. Таким образом, государство пользовалось деньгами Консорциума все это время!

Считаем дальше. В январе 2005-го года Центр для своей операционной деятельности получил кредит от участника Консорциума на 1,154 млн. грн. на льготных условиях: без залогов и с поручительством за возврат от другого участника.

Далее. Центр персонализации работает в суперсовременном, оборудованном по последнему слову науки и техники здании. Проект по созданию интегрированного комплекса безопасности Центра, построенного на базе мировых технологий «Инспектор+», был признан лучшим национальным инновационным проектом по безопасности в 2004 г. При этом, собственно в комплекс безопасности, включающий системы биометрической идентификации личности (по весу, по отпечатку пальца), системы видео наблюдения, высокопрочные материалы, защищенные каналы связи и т.д., равно как и в здание, государство не вложило ни копейки.

С 2005-го года, госпредприятие занимало данные производственные помещения фактически бесплатно. Основные расчеты за аренду персонализационный центр начал производить с Консорциумом только в 2008 г. Фактически три года (с 2005 г.) предприятие МВД получало отсрочку платежей по аренде. Государственный центр персонализации документов (и это зафиксировано в актах проверки Счетной палаты Украины) платил за аренду из расчета 19,14 грн./1 кв. м.

Для сравнения. ГП «Ресурсы-Документ» (предприятие МВД, работавшее как подразделение паспортного департамента МВД Украины), а потом и ГП «Документ» (также предприятие МВД, организационно входящее все в тот же паспортный департамент, но фактически принадлежащее частному бизнесмену Швачко) арендовали и арендуют обычные, безо всяких систем безопасности помещения у частных структур по цене от 139,33 грн./1 кв. м до 201,99 грн./1 кв.м. И это также зафиксировано в актах проверки КРУ МВД.

Кстати, предприятия, руководимые Швачко, – «Ресурсы-Документ» и «Документ» – подчинялись и подчиняются напрямую упомянутому мною господину Репешко. А в частных структурах, предоставляющих помещения в аренду этим предприятиям МВД, в учредителях через ряд аффилированных фирм и бизнес-партнеров, числится господин Швачко, работающий одновременно директором то ГП «Ресурсы-Документ», то ГП «Документ». Не это ли иллюстрация их истинных «государственнических» интересов?

Я намерено остановился на таком вот простом и понятном для всех примере. Даже в мелочах, в вопросах аренды, Швачко и Репешко отличились. Не говоря уж о больших проектах. Их предприятия то и дело просят деньги из бюджета, да еще и завышают многократно сметы на свои потребности (будь-то аренда, или закупка оборудования), а Консорциум не берет ни копейки у государства – наоборот, условно говоря, инвестирует, после чего годами ждет погашения долговых обязательств.

Возвращаясь же к Государственному центру, могу добавить, что работа данного предприятия в составе Консорциума, несет еще одну прямую экономическую выгоду для государства и бюджета страны. Все поставки товарно-материальных ценностей, в том числе необходимые для персонализации документов, Центр получает с отсрочкой платежа до трех месяцев. Если предположить, что работы по этой части проекта будут производиться неким госпредприятием вне Консорциума, то ведомство-заказчик таких работ (например, МВД) должно будет взять на себя необходимость ежемесячного дотирования предприятия на его полное жизнеобеспечение. А это многие сотни тысяч гривен.  И попробовать при этом полноценно выполнить все задачи в рамках проекта.

- Консорциум «ЕДАПС» является разработчиком и фактическим создателем ГИС. Кто получает прибыль от автоматизированной паспортной системы?

Ю.Г.:Прежде, чем привести цифры, я для более полного понимания, приведу такой пример. Вот корпорация Microsoft разработала операционную систему Windows, а потом и так называемый, «офисный пакет» программных приложений. На этом ПО работают в Украине все без исключения ведомства. Но почему-то никому и в голову не приходит кричать, что Microsoft что-то там захватила и полностью контролирует работу абсолютно всех государственных ведомств.

Так и с паспортной системой – создав инструмент, «ЕДАПС» передал его государству. И государство очень эффективно этим инструментом пользуется! Другое дело, что этот инструмент не может обогатить отдельно взятых чиновников, он работает только на страну.

- Давайте анализировать цифры…

Ю.Г.: Пожалуйста. Я говорил, что под видом создания миграционной службы, чиновники затеяли пертурбацию по всем вопросам производства и выдачи паспортных документов. Что хотят сломать Репешко, Чеботарь и вся их компания? Например, в рамках автоматизированной паспортной системы происходит оформление, производство и выдача гражданам Украины заграничных паспортов. Данная система – это полностью самоокупаемая государственная программа. Она обеспечивает Украине чистый доход в государственный бюджет из расчета: на 1 грн. инвестиций – 100 грн. поступлений.

Вот статистика. Все знают, что за оформление загранпаспорта, каждый гражданин оплачивает госпошлину. На протяжении только 2005-2007 гг. государство получило 496 млн. грн. в виде госпошлины за выдачу паспортов. А на финансирование развития автоматизированной паспортной системы в этот же период было запланировано потратить 61 млн. грн. – то есть, всего 12% от общей суммы поступлений.

А вот очень показательная статистика по прошлому году. За первые 6 мес. 2008-го года за оформление загранпаспортов граждане Украины оплатили 528,418 млн. грн. Из этих средств госбюджет Украины в виде госпошлины за оформление загранпаспортов (как при обычных сроках оформления, так и при ускоренной выдаче) получил 278,367 млн. грн.

Одновременно с этим, МВД, а вместе с ним и всякие невнятные структуры (например, ГП «Ресурсы-Документ», подконтрольное частному бизнесмену Швачко) получили 250,051 млн. грн. А теперь просмотрим статистику распределения упомянутых мною 250 млн. грн. Посредническая структура ГП «Ресурсы-Документ» получила 7,520 млн. грн. за какие-то консультационные услуги (хотя информировать граждан о порядке выдачи загранпаспортов – прямая обязанность штатных сотрудников МВД и, в частности, паспортного департамента, занимающегося вопросами миграции и регистрации физлиц). Еще 5,848 млн. грн. получило тоже ГП «Ресурсы-Документ» за так называемую проверку документов (хотя проверять правильность заявок граждан и представленных документов о выдаче загранпаспортов – прямая обязанность штатных сотрудников МВД и, в частности, того же паспортного департамента). Плюс к этим суммам посредники из ГП «Ресурсы-Документ» получили еще 11,111 млн. грн. за так называемые «представительские услуги». Перед кем и что представляли сотрудники «Ресурсов», если данное предприятие числилось подразделением МВД и, в частности, паспортного департамента? С граждан брали деньги за представительство паспортного департамента перед ним же самим?

Попутно, при прямом попустительстве паспортной службы МВД и, в частности, господина Репешко, который в описываемый мною период был директором данного департамента МВД, свои миллионы при оформлении загранпаспортов получили и всякого рода структуры, не имеющие вообще никакого отношения ни к МВД, ни к паспортной системе.

Например, страховые компании (и, в частности, СК «Добробут», имеющее отношение к семье господина Москаля) получили с граждан Украины 87,720 млн. грн. за медицинскую страховку, абсолютно необязательную при оформлении загранпаспорта. Еще 35,088 млн. грн. граждане Украины при оформлении загранпаспортов «добровольно» оплатили во внебюджетный фонд «Правопорядок».

Словом все «заработали». А Консорциум «ЕДАПС», как создатель и разработчик всей автоматизированной паспортной системы, как реальный отечественный производитель за тот же, описываемый мною период заработал задолженность государства в 53,778 млн. грн. Поднимите подшивки СМИ, посмотрите и убедитесь – мы писали по этому поводу открытые письма, звонили, как говорят, во все колокола. И только после этого, в конце 2008 г. МВД погасило нам все долги.

Так давайте же называть вещи своими именами. У господ Турчинова, Репешко, Чеботаря всегда находятся средства на финансирование каких-то откровенно посреднических структур и абсолютно частных страховых компаний, внебюджетных фондов. На эти цели «нашлось», в общей сложности 147,287 млн. грн.! Само МВД, за услуги, оказываемые при оформлении загранпаспортов, заработало куда меньше – 102,764 млн. грн. А реальный отечественный производитель и вовсе работал за свои деньги, годами ожидая оплаты за реально поставленную продукцию и услуги. Что это за отношение? И теперь, когда мы начинаем во всеуслышание говорить об этом, настаивая на одном – чтобы все средства за оформление загранпаспортов получали не посредники и страховики, абсолютно непричастные к паспортной системе, а то же госведомство, государственный бюджет и реальный отечественный производитель, нас начинают шельмовать в СМИ. Мол, «ЕДАПС» частная структура, воюет за заказ.

Ну, так давайте с таким подходом, платить за оформление загранпаспортов в аптеках, включая в стоимость загранпаспорта какой-нибудь препарат от слабоумия. Если мы так печемся о государстве, о государственной казне, так давайте же, наконец, считать деньги – кто и сколько приносит, а кто и сколько тратит. Хватит считать пустопорожние обещания и заявления!

- А что вы можете сказать об экономических показателях украинской паспортной системы по сравнению с зарубежными аналогами, ведь чиновники частенько апеллируют к немецким, российским, и даже казахским технологиям?

Ю.Г.: Хороший вопрос! Вот, пожалуйста, представляю вам таблицу по сравнительной суммарной стоимости национальных паспортных проектов (заграничных паспортов), где учтены затраты на внедрение автоматизированных систем, их сопровождение, техническое обслуживание и т.д.

Правда, по Казахстану, который использует не национальные, а немецкие технологии, у нас нет полных данных. Известно только, что стоимость выдачи загранпаспорта в Казахстане – €28,26. Это почти что в 2 раза дороже, чем в Украине (при обычных, а не ускоренных сроках оформления). Великобритания, в рамках реализации паспортного проекта, предусматривающего внедрение и выдачу электронных загранпаспортов с биометрическими данными о владельце, предполагает потратить на проект €25 млрд. С учетом количества населения в стране, затраты на одного гражданина Великобритании составят €410,21. Италия реализует паспортный проект общей стоимостью в €6 млрд., а затраты на одного гражданина Италии составят €103,2. Россия реализует паспортный проект, стоимостью €9,4 млрд., со среднестатистическими затратами на одного гражданина страны в €63,5. Германия реализует паспортный проект стоимостью в €700 млн., с затратами на одного гражданина в €8,5. А Украина реализует паспортный проект стоимостью €27 млн., с затратами на одного гражданина в €0,6!

Так скажите, пожалуйста, стоит ли нашим чиновникам метаться по миру, в поисках каких-то зарубежных технологий, если отечественный производитель предлагает наивысшее качество паспортного проекта по самой что ни на есть низкой стоимости?! Правда, как вы видите, сравнивались абсолютные значения по стоимости паспортных проектов, притом, что какие-то страны уже внедряют электронные загранпаспорта с биометрическими данными о владельце, а какие-то еще не имеют загранпаспортов с биометрическими данными.

В Украине, как вы знаете, еще не принято законодательство по использованию биометрических данных в идентификационных документах. Но если такие законы будут приняты, Консорциум «ЕДАПС» готов предложить наилучшее (и по качеству, и по цене) решение – мы уже трижды презентовали прототип электронного загранпаспорта гражданина Украины с возможностью внесения биометрических данных о владельце. И, кстати, на днях INTERPOL официально заявил о том, что Консорциум «ЕДАПС» выбран разработчиком и производителем электронного паспорта сотрудника INTERPOL. Я с гордостью говорю об этом. INTERPOL объединяет 187 стран. Заказ на производство паспорта сотрудника INTERPOL хотели бы, очевидно, заполучить любые другие компании из высокоразвитых стран, являющихся участниками этой организации. Но победил в тендере Консорциум «ЕДАПС». Победила Украина. Назовите мне еще хоть одну украинскую компанию, столь успешно представляющую нашу страну на международной арене, в международной организации со столь широким, поистине мировым представительством?

- В настоящее время у государства, в лице МВД, нет задолженности перед Консорциумом по паспортному проекту?

Ю.Г.: Не совсем так. В 2008-ом году было объявлено о ликвидации ГП «Ресурсы-Документ», поскольку в работе данного предприятия (самим же МВД, в частности, службой внутренней безопасности и КРУ МВД) были обнаружены серьезные финансовые злоупотребления.

Сразу после этого, господин Репешко, как глава профильного департамента МВД, курирующего работу паспортной службы, обратился к Консорциуму «ЕДАПС» с просьбой инвестировать средства в создание на базе паспортной службы МВД центров по ускоренному оформлению и выдаче загранпаспортов. Консорциум инвестировал 18 млн. грн. в обустройство двух Межрегиональных центров выдачи паспортных документов в Киеве. Они размещены в столице, на ул. Саксаганского, 4 и на ул. Ленина, 64 (микрорайон Бортничи). Репешко обещал рассчитаться за открытые центры, но пока Консорциум «ЕДАПС» не получил за них ни копейки.

Улавливаете? Центры работают каждый день. Граждане Украины исправно платят за оформление загранпаспортов по ускоренной программе также каждый день. А «ЕДАПС», как уже повелось, ждет расчета годами. И тут же, когда все заработало, когда деньги за оформление загранпаспортов пошли по назначению – в государство (в МВД, и в бюджет), Репешко потребовалось менять схему! Конечно, надо было вернуть посредников, надо было обставить процесс фирмами-присосками.

- Вы очень подробно рассказали все о паспортном проекте, реализуемом в рамках сотрудничества МВД и «ЕДАПС». Но скажите, а при чем тут миграционная служба, почему вы критикуете данное госведомство, применительно к паспортному проекту?

Ю.Г.: Все очень просто. После ликвидации упомянутого мной ГП «Ресурсы-Документ», подконтрольной частному бизнесмену Швачко, все посредники, все фирмы-присоски, как я их называю, отпали от МВД и лишились баснословных барышей. И вот в умах наших чиновников – я их называл поименно неоднократно, это Турчинов, Чеботарь, Репешко – родилась идея возродить сломанные коррупционные схемы. Летом этого года вдруг появилось ГП «Документ», созданное при МВД и имеющее тот же код ЕГПРОУ (см. фото документа здесьРед.), что и ликвидированное ранее за финансовые махинации ГП «Ресурсы-Документ».

А возглавил вновь созданную структуру все тот же господин Швачко, в действиях которого, судя по документам того же МВД, следователи Главного следственного управления уже усматривали состав преступлений по нескольким «экономическим статьям». Чудесным образом Генпрокуратура, в отличие от «родного» для Швачко ведомства, не увидела в его действиях состава преступления и этот гражданин вновь, как говорят, «вернулся в систему».

И теперь все вместе – Швачко, Репешко и Чеботарь, поддерживаемые тем же Москалем, отстраивают все свои старые схемы на новый лад – возрождают кормушку, присосавшись к паспортной системе, только уже под видом создания миграционной службы. Уже сообщалось о том, что вся кампания ратует за возобновление выпуска загранпаспортов старого образца, с вклеиваемой фотографией. (Фото документов см. в Фоторепортаже или по ссылкам: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 – Ред.).

Зачем? Да потому, что эти бланки старого образца – ходовой товар на черном рынке, их продают по $5 тыс. за штуку, так как их легко подделать! В базе данных INTERPOL числятся утерянными 70 тыс. украинских загранпаспортов старого образца. Очень маловероятно, что такое огромное количество документов было утеряно гражданами – паспорта просто кто-то мог продать, представив столь крупную недостачу бланков, как утерянные паспортные документы.

- Но вы сами говорите, что ГП «Документ» работает в составе МВД, при чем тут Государственная миграционная служба?

Ю.Г.: Во-первых, главой ГМС стал бывший директор паспортного департамента (ГД ГИРФЛ – Ред.) МВД Украины Игорь Репешко. Во-вторых, ГП «Документ» (руководимое частным бизнесменом Швачко), как было заявлено на недавней презентации, находясь в составе МВД, производит работы в рамках создаваемой миграционной службы.

Это, очевидно, ход такой хитрый – замаскировать все, ведь деньги из бюджета идут на финансирование этой невнятной структуры не напрямую, через миграционную службу, заветированную Президентом, а через МВД. Вы посмотрите документы – они же спекулируют даже украинскими аббревиатурами названий ведомств, чтобы ввести в заблуждение, не расшифровывая полного названия. И идет везде: «МВС», «ДМС»… «ДМС» - одна аббревиатура, а значения разные: это может быть и «Державна митна служба» и «Державна міграційна служба».

- И много уже потрачено из бюджета на финансирование ГМС?

 Ю.Г.: Через МВД на потребности ГП «Документ» планировалось потратить из резервного фонда Кабмина 10 млн. грн. (см. фото документа здесь). Правда, пока непосредственно из денег МВД через паспортный департамент Репешко на ГП «Документ» ушло 6,8 млн. грн. При этом министр МВД Юрий Луценко заявлял на презентации ГП «Документ», что планируется выделить еще 40 млн. грн. до конца этого года. А в проекте Бюджета на 2010 год, судя по документу с официального сайта Верховной Рады, на финансирование миграционной службы запланировано 150 млн. грн. (cм. фото здесь).

- Суммы огромные и вполне сопоставимые с деньгами, выделяемыми на создание паспортного проекта. На что, по вашим сведениям, планируется потратить все эти средства?

Ю.Г.: Я убежден, что на самом деле, данные деньги будут попросту украдены и растрачены, под предлогом неких глобальных работ и проектов. На нынешнем этапе миграционная служба и ГП «Документ» вуалируют свои расходы, якобы созданием некоего сомнительного электронного Реестра граждан Украины. В основу так называемого Реестра от ГП «Документ» (контролируемое частным бизнесменом Швачко), заложено сканирование паспортных данных о гражданах с бумажных носителей. Это фикция! Это не Реестр, и тем более, не автоматизированная система.

- Почему вы думаете, что затея ГП «Документ» с электронным Реестром граждан это фикция, ради разворовывания денег?

Ю.Г.: Давайте посмотрим и проанализируем очень простые, и понятные каждому здравомыслящему человеку факты. Ни миграционная служба, ни ГП «Документ» не имеет соответствующих лицензий на произведение работ с персональными данными украинцев. Нас пытаются уверить, что эти лицензии не нужны, «на начальном этапе» - так по крайней мере, заявлял в своих выступлениях господин Репешко.

Но законодательство Украины говорит об обратном. Любые работы, сопряженные с операциями крупных архивов данных, которые являются конфиденциальными, должны производиться исключительно при наличии лицензий Госспецсвязи (на комплексную защиту баз данных, на криптографическую защиту баз данных и каналов передачи информации и т.л.), а также разрешений СБУ. Что, у нас Закон писан не для Репешко, и не для государственной миграционной службы?

Ну, представьте себе ситуацию, при которой любой субъект хозяйствования – будь-то частная, или государственная компания – вздумали бы, вдруг, начать торговать чем-либо, или строить, например, дома, без соответствующих лицензий, разрешений! Все мы знаем, что такое строительство и торговля закончились бы сразу же, как только было выявлено отсутствие разрешительной документации. А с миграционной службой, и с «лавочкой» Репешко все наоборот. Президент дважды за этот год приостанавливает создание службы, законность функционирования данной структуры рассматривает Конституционный Суд, а работы продолжаются, деньги выделяются.

И это при том, что идут сомнительные операции со святая святых каждого гражданина – с персональными данными!

- Сторонники миграционной службы говорят, что, якобы, их затея хороша, а все запреты Президента продиктованы общим политическим противостоянием. Есть у вас аргументы против работы ГП «Документ» сугубо профессиональные, так сказать, абсолютно неполитические.

Ю.Г.: Пожалуйста! Я вновь подчеркну, что буду акцентировать внимание ваших читателей на очень простых и очевидных вещах, не углубляясь в профессиональную терминологию. Вот взгляните на фото с официальной презентации этого самого электронного реестра, якобы создаваемого под эгидой Государственной миграционной службы. При том, что на презентации присутствовал министр МВД Юрий Луценко и представитель ЦИК Жанна Усенко-Черная, презентацию от имени миграционной службы проводил частный бизнесмен и по совместительству директор ГП «Документ» Владимир Швачко.

Он кто? Какой у него статус? О какой государственной программе мы говорим, если ее представляет от имени одного ведомства, некий коммерсант, числящийся при абсолютно другом ведомстве? Ну, давайте тогда пусть директор какого-нибудь государственного медицинского учреждения представит какой-нибудь проект в самолетостроении, или же в черной металлургии.

Смотрим дальше фотографии с официальной презентации ГП «Документ» и читаем официальный же пресс-релиз на сей счет, появившийся на портале МВД. Нам всем было объявлено, что система, создаваемая ГП «Документ» предполагает дальнейшее использование и работу с биометрическими данными. Действительно, на фото из ГП «Документ» запечатлен сканер Digital Persona производства корпорации Microsoft.

Это чудесный прибор, который на самом деле сканирует отпечатки пальцев. Только есть одно «но»! На официальном сайте Microsoft разъясняется, что это устройство не может быть использовано в неких системах, требующих высочайшей точности распознавания и высочайшей безопасности получаемых биометрических данных. По той простой причине, что этот простейший сканер по информации Microsoft применяется, в основном, для паролирования домашних компьютеров, чтобы дети, например, не смогли просмотреть какую-то информацию, предназначенную для взрослых. Главное преимущество прибора Digital Persona – его цена, которая составляет $40.

Глядя на такой подход господ Репешко и Швачко, какие еще «новации» они предложат стране в своем «паспортном проекте»?! Не удивлюсь, если вся их система безопасности, охраняющая персональные данные украинцев сведется к некоему буквенному паролю из трех букв, на манер «икс», «игрек», «й». А вот еще один чудесный снимок.

На фото запечатлены мониторы компьютеров, на которых отображаются интерфейсы диалоговых окон некой программы, выдаваемой нам, за «автоматизированную систему», национальный «прорыв» в сфере IT-технологий. Что бросается в глаза? ПО, якобы по словам Швачко и Репешко суперсовременное, сугубо национальное, высокотехнологичное. Только вот одна закавыка. Все программы украинизированы в спешке. Часть из них вообще русскоязычные. А в тех, что таки успели перевести, «лезут» на экран огрехи перевода. Кое-где наряду с украинским «По батькові» осталось «предательское» «Отчество». Кое-где в одной строке идет вначале на русском «Главное меню», а дальше на украинском – «Форма 1. АДБ. Внесення бланків. Журнал».





Да и вообще, кстати, вся презентация Швачко, демонстрируемая на большом экране с помощью простейшего проектора и ноутбука, была составлена на русском языке. У Репешко хватило сил и знаний только на то, чтобы перевести на украинский заглавную страницу презентации: «Державна міграційна служба»? Или они просто «одолжили» презентацию у российских коллег из Федеральной миграционной службы России, к которым ездили обмениваться опытом? У меня вопрос: что за «гиганты мысли» писали эти программы? Думаю, что ПО, демонстрируемое Швачко, вполне возможно, и вовсе пиратское, нелицензионное, ввезенное на территорию Украины контрабандным образом.

И опять я возвращаюсь к безопасности персональных данных и глобальной национальной безопасности всей системы от Швачко и Репешко. Кто разработчик ПО – российская фирма? ФСБ? Компьютерные хакеры? Кто? Вы представьте себе ситуацию, когда, например, господам Путину и Медведеву была бы продемонстрирована некая правительственная программа, база данных РФ, в которой бы то тут, то там «выскакивали» бы украинские слова: «Прізвище», вместо «Фамилия», «По батькові», вместо «Отчество». При том уровне антиукраинской истерии, вы можете вообразить, где бы оказались инициаторы подобной «презентации» в России? Думаю, что в данном случае, комментарии излишни.