������ ������ �����������
Народний депутат України
Заслужений економіст України, кандидат юридичних наук,
генерал-лейтенант міліції, лауреат державної премії в галузі науки і техніки

Матеріали ЗМІ

03.11.2010 | Василий ГРИЦАК: Реформы страны и экономики начнутся с реформы морали

Генерал-лейтенант милиции, народный депутат Украины, председатель Союза генералов органов внутренних дел Украины, глава подкомитета Комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности – это все о Василии Грицаке. В интервью «ПЛ» Василий Николаевич рассказал о необходимости реформирования МВД, борьбе с коррупцией и многом другом.

 
 
«РЕФОРМЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ НУЖНО НАЧИНАТЬ С ИЗМЕНЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ»

Наш собеседник известен в первую очередь как инициатор реформ в правоохранительных органах. Его авторству принадлежит множество законопроектов в этой сфере. Многие из них вызывают определенное сопротивление со стороны коллег-нардепов.

–  Василий Николаевич, по вашему мнению, есть ли политическая воля и условия для того, чтобы проводить реформы?

– Ответ однозначный – есть. И общество, и работники правоохранительных органов, являющиеся частью этого общества, и руководство страны – все понимают, что потребность в реформах назрела. Причем не сегодня и даже не вчера. До 2005 года правоохранительные органы не были закостенелым, мертвым механизмом – реформы шли. Кто-то может сказать, что шли недостаточно быстро или не так глубоко и широко, как хотелось бы.

В ответ на такие заявления приведу лишь пример последних пяти лет, когда произо­шли так называемые реформы и революционные изменения в нашей жизни, затронувшие, конечно, и правоохранителей. Все происходило быстро, широко, глубоко и тупо!

Как только ни пытались реформировать нашу милицию – начиная от назначения министром внутренних дел инженера-электронщика и заканчивая высочайшим распоряжением об упразднении ГАИ. И ведь делалось все под благими предлогами и красивыми лозунгами. Но всем известно, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями. Подытожить можно одним емким словом: «дореформировались».

Кстати, сегодня опять появляются «пророки», далекие не только от милиции, но и от реальной жизни. Они опять же, прикрываясь благими намерениями, продвигают всякие бредовые идеи. Вникая в их суть, начинаешь сомневаться в адекватности самих «реформаторов». Ярким примером такого новодела может служить глава Гос­компредпринимательства Михаил Бродский. Чего только стоят его, мягко говоря, недальновидные предложения то о полной отмене техосмотров, то о возложении функций по их проведению на страховые компании. Короче, ужас…



–  А есть ли сегодня необходимые условия для широкомасштабной реформы?

– Скажу так: достаточных условий для широкомасштабной реформы нет. Опыта «революционных» изменений нам хватило, больше не хочется. А для глобальных изменений нужна экономическая платформа, которая, увы, после последних пяти лет только-только начинает выказывать признаки выздоровления.

То есть реформирование жизненно необходимо, но проводить его должно постепенно, одновременно с реформированием общественного сознания, вместе с воспитанием в человеке гражданина, ростом индивидуального и общественного самосознания, пониманием необходимости взаимного реформирования. Для его успешности также требуется экономический базис – достаточное финансирование реформ. И не только за счет радикального сокращения личного состава органов. В первую очередь нужны необходимые средства в бюджете. 



«ВСЕ УПИРАЕТСЯ В ФИНАНСОВЫЙ ВОПРОС»

– Вы успели изучить структуры органов внутренних дел разных государств. Система какой страны может стать образцом для Украины?

– Я неплохо знаю структуры МВД Германии, Франции, Польши, Бельгии, Чехии, Венгрии и Китая. По-моему, ближе всего по ментальности, этапу развития общества, историческим связям нам подходит опыт Польши.

Если обратиться к истории Российской империи, нельзя игнорировать тот факт, что в ней министр МВД был вторым лицом в государстве, он же некоторое время исполнял и функции премьер-министра (Петр Столыпин, 1906–1911 гг.).

Что мы видим сегодня? МВД Украины из министерства постепенно превратили (особенно за последние пять лет) в главное управление милиции. Да и милиция как таковая вскоре останется только в  двух странах – в Беларуси и Украине. Россия со следующего года будет иметь полицию.

По моему мнению, министру внутренних дел должны подчиняться губернаторы областей, главное управление полиции, главное управление по чрезвычайным ситуациям, главное управление по борьбе с экономическими преступлениями и неуплатой налогов, главное управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, следственный комитет при МВД, миграционная служба при МВД и другие службы, регулирующие вопросы внутренней политики. Если кому не нравится «главное управление», пусть назовет его «департаментом».

– Вы являетесь автором проекта Закона «О реформировании структуры и функционирования налоговой милиции и социальной защиты ее сотрудников». Многие удивятся, услышав, что налоговики нуждаются в соцзащите. Скорее, кто-то нуждается в защите от налоговиков!

– Налоговая милиция – это правоохранительный орган, поэтому также нуждается в реформах.

Давайте честно поговорим о проблеме коррупции и взяточничества в правоохранительных органах. Посмотрите, на каких машинах ездят и в каких костюмах ходят их сотрудники. А ведь зарплата у них 1300–1500 гривен. Откуда дровишки?.. Мне искренне хотелось бы думать, что в правоохранительные органы юноши и девушки идут по велению холодного ума, горячего сердца и с желанием всегда иметь чистые руки. Но, к сожалению, все мы знаем, почему они так стремятся там «работать».

– Как же изменить ситуацию?
– Действовать нужно продуманно, изучив опыт других стран и понимая важность социальной защищенности правоохранительных органов.

Совершенно понятно, почему американский полицейский не берет взяток. У него зарплата от двух тысяч долларов, он имеет право на беспроцентную ссуду на 25 лет на покупку жилья. Среди привилегий полицейского в США – бесплатное медицинское обеспечение для него и членов семьи, включая престарелых родителей; бесплатное дошкольное, среднее и высшее образование для детей; достойное пенсионное обеспечение, включающее единоразовую выплату при выходе на пенсию; миллионная страховка на случай гибели, ранения или инвалидности, полученных на службе. И всего этого полицейский гарантированно лишится, если его поймают на взятке.

Может ли наша страна такое себе позволить? Вновь мы вернулись к экономическому вопросу. Сейчас недостаточно бюджетных средств для того, чтобы Украина, ориентируясь на опыт развитых стран, заявила о полной победе над коррупцией.

Но я не призываю ждать тех времен, когда наполнится казна, и только тогда начинать бороться с коррупцией. Ей нужно противостоять всегда. Только не запретами и карательными методами, вернее, не только ими, но и экономическими мерами.

– Давайте коснемся законопроекта «Об обороте оружия невоенного назначения», автором которого вы являетесь.

– Я против того, чтобы наше общество поголовно вооружалось. Во-первых, потому, что в Украине нет традиций культуры владения, ношения и применения оружия. А те, кто критикует законопроект, предлагают ориентироваться на страны, где эти традиции насчитывают сотни лет.

Вопросы о праве собственности на оружие невоенного назначения, особенности его хранения, применения и наследования регулируются в настоящий момент нормативными актами Кабинета Министров в нарушение Конституции Украины. Хочу сказать, что в проекте закона, принятого в первом чтении, не предусмотрено право на приобретение короткоствольного нарезного оружия в качестве оружия самообороны. Мы хорошо знаем, что сегодня таким правом обладают министры, депутаты и другие чиновники – в нарушение даже нормативных актов. Вы помните, сколько было скандалов, связанных с незаконной выдачей министрами МВД и обороны боевого оружия. После принятия этого законопроекта незаконное распространение и использование оружия для физических лиц, предприятий и организаций становится практически невозможным. Законопроектом вводится классификация оружия, определяются права производителей, торгующих организаций и пользователей.

Приняв этот закон, Украина сможет выполнить все международные обязательства, касающиеся использования оружия и боеприпасов. Это первый подобный законодательный акт за 19 лет независимости Украины. Можно сказать, Конституция в вопросах приобретения, хранения, применения, классификации и распространения оружия в Украине. Ведь сегодня у граждан Украины около девяти миллионов единиц оружия. Думаю, около трех миллионов в пользовании незаконно. Имели место с коррупционными признаками липовые справки психиатров, врачей и чиновников. Делки становятся «журналистами», «дружинниками», «госслужащими», дабы заполучить право незаконным путем купить пистолет вроде бы с резиновыми пулями. Потом патроны усиливаются за счет увеличения порохового заряда – и вот уже оружие «незаметно» становится практически боевым. В этом законе мы даем украинским криминалистам все ответы. А где единый электронный учет оружия? Его нет! Вот почему нужен этот закон.

«В 2009-М ЗВАНИЕ ГЕНЕРАЛА МОГ КУПИТЬ ЛЮБОЙ»

Персональные данные граждан Украины сегодня абсолютно не защищены. Любой желающий может купить на черном рынке любую базу данных. Как, по вашему мнению, следует решать эту проблему?

– На этот вопрос, думается, должен ответить один одиозный деятель – все тот же глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский, который опрометчиво, не имея соответствующего опыта и квалификации, инициировал отмену лицензирования криптографической защиты информации. Вообще, такие люди во власти, – не имеющие необходимого образования, опыта, воспитания, – опасны для государственной безопасности. Хочется верить, что персонажи вроде Бродского во властные кабинеты попадают случайно.

А для защиты личных данных людей нужно использовать биометрические технологии, которые в Украине уже существуют. Необходима и персональная ответственность каждого сотрудника, имеющего доступ к базам данных. Конечно, полностью исключить человеческий фактор не удастся, но ответственность за сохранность и неприкосновенность информации однозначно нужно повышать. Кроме того, предприятиям, работающим в сфере информации, стоит проходить стандартизацию в сфере информационной безопасности – получать сертификат ISO 27001.



–  Вы возглавляете Союз генералов органов внутренних дел Украины. Каковы цели и задачи этой организации?

– Целей очень много. Среди них – помощь семьям погибших работников милиции и семьям генералов, находящихся на пенсии. А также вдовам и семьям генералов, которые ушли из жизни. Члены союза занимаются научной и просветительской деятельностью, устанавливают связи с зарубежными коллегами. Важнейший аспект деятельности – активное участие в формировании законодательной базы в право-охранительной сфере.

– Как вы считаете, что объединяет людей, входящих в Партию регионов? Есть ли что-то общее в их мировоззрении?

– Хотелось бы думать, что все, кто является ее членами или просто поддерживает ее на выборах, имеют общую мировоззренческую платформу. В то же время я понимаю, что у каждого есть свои цели и приоритеты. Кого-то больше всего волнует русский язык в Украине, кого-то – вопрос НАТО, а иных – региональная политика. Но всем без исключения импонируют принципы, исповедуемые руководством Партии регионов при подходе к назначению на ключевые посты профессионалов, способных не словом, а делом воплотить чаяния и надежды простых избирателей.

– У вас немало наград, полученных за годы службы в МВД. Какой гордитесь больше всего?

– Их несколько. Первая – «Крест Славы», который мне вручил генерал внутренней службы Юрий Кравченко. Этой наградой на то время были отмечены не более 20–30 сотрудников милиции. Горжусь медалью «Защитнику Отчизны», которую вручил мне президент Леонид Кучма за участие в составе контингента гражданской полиции ООН в Боснии и Герцеговине (в Сараево). В то время, когда я служил в МВД, награды и звания просто так не давались и не покупались. То, что случилось в 2005–2010 годах, – это полная дискредитация государственных и ведомственных наград. В 2009 году звание генерала мог купить любой, кто служил в органах, за 50–100 тысяч долларов. Надеюсь, те времена никогда не вернутся.

Также особо ценна для меня награда «За выдающийся вклад в развитие электронных паспортов», врученная в Милане в рамках Международного конгресса ID World в 2008 году. 



– Расскажите о вашем сотрудничестве с Международной организацией уголовной полиции – Интерполом. 

– Отрадно то, что наша страна сотрудничает с этой организацией давно и плодо­творно. Украинский консорциум «ЕДАПС» печатает для сотрудников Интерпола электронные паспорта, и ее генсек Рональд Ноубл неоднократно отмечал, что паспорта отвечают мировым требованиям безопасности, позволяют избежать фальсификаций и контролировать перемещение сотрудников Интерпола в мире.

Сотрудничает с Интерполом и наше МВД. Генсек международной полиции г-н Ноубл на встрече с нашим министром Анатолием Могилевым назвал Украину важным партнером в борьбе с мировой преступностью.

– Василий Николаевич, вы смотрите сериалы про милицию? «Менты», «Улицы разбитых фонарей» и так далее?

– Если честно, на сериалы времени нет. Но если уж смотрю, то предпочитаю советские фильмы – например, пересматривая «Рожденные революцией», всякий раз открываю для себя что-то новое. Хотя и в сериале «Улицы разбитых фонарей» есть удачные моменты – они показывают будни оперативных работников. В России выходят неплохие фильмы о сотрудниках милиции. Хотелось бы, чтобы и в нашей стране снимали фильмы об их непростой и опасной работе.     

– Вы – отец двух детей. Дети ментов – особая статья. Какие главные принципы вы прививали им? Если ваш сын или дочь захотят работать в милиции, будете ли возражать?

–  В то время, когда я служил в милиции, все было просто: в семь утра ты уже на работе, в одиннадцать вечера – еще там. Я брал детей на все мероприятия, на которых в торжественной обстановке показывалась роль милиции, куда приезжал министр МВД, Президент, депутаты. Дети понимали, что у отца не так много времени, как у тех, кто работает с 9.00 до 18.00. Моя дочь успешно окончила Национальную юридическую академию им. Ярослава Мудрого, занимается юриспруденцией – работает в Харьковском горсовете в должности зампредседателя комиссии по правовым вопросам. Сын – студент третьего курса прокурорского факультета той же академии. Будет работать или в прокуратуре, или в милиции, или в СБУ. Я хотел бы, чтобы он работал в правоохранительной сфере.

– Влияет ли специфика работы на отношения в семье? Вы по-прежнему проводите на работе большую часть суток. Как к этому относится жена?

– Я не спрашиваю, как она к этому относится. Просто вижу, что она иногда недовольна, когда я поздно прихожу домой. Особенно в период предвыборной кампании. Каждый раз обещаю себе, что после выборов буду уделять близким больше внимания, – а потом опять все по новой. Но, вообще, я считаю, что поддержка и понимание жены для любого мужчины очень важны. И он должен чувствовать ее настроение и относиться к ней с пониманием. Кстати, я не припомню ни единого раза, когда моя жена так резко возразила бы мне, что это переросло бы в скандал.

– Есть ли у вас хобби?

– Среди моих интересов – история права, правоохранительных органов, воен­ная история, законотворчество, туризм. Люблю путешествовать. Например, в последней служебной поездке в Женеву (там проходил совет Межпарламентского союза) удалось посвятить несколько часов достопримечательностям. В планах – посещение всех значимых и знаковых мест страны: Чигирина, Умани, Каменец-Подольского… Планирую также проехать всю Украину с запада на восток и с севера на юг. Мечтаю об Индии, Тибете, обязательно побываю в Бразилии и Мексике.

 
ДОСЬЕ ПЛ

Родился в селе Горыньград Ривненской области. В 1986 году окончил Украинский институт инженеров водного хозяйства. В конце 80-х приглашен на работу в УМВД Харьковской области, которым в тот период руководил генерал-полковник милиции, народный депутат Украины I–IV созывов Александр Бандурка.
С 1994 года – проректор Национального университета внутренних дел.
В 1998-м окончил Национальную одесскую юридическую академию. Через три года назначен начальником Главного управления материально-технического и военного обеспечения, а затем – начальником Департамента ресурсного обеспечения МВД Украины. Генерал-лейтенант милиции. С февраля 2005-го – пенсионер МВД Украины. С 2006 года – народный депутат Украины от Партии регионов. Глава подкомитета по вопросам законодательного обеспечения и парламентского контроля за деятельностью органов исполнения наказаний и дознания в органах Гостаможслужбы Комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности. Доцент, заслуженный экономист Украины, лауреат Государственной премии в области науки и техники. Женат. Имеет дочь Марину и сына Игоря.


Источник: Публичные люди